Шри Ауробиндо
Родился в Калькутте 15 августа 1872 года в семье доктора. В возрасте
семи лет был отправлен в Англию для получения образования. Учился сначала в
школе Св. Павла в Лондоне, а затем в Кембридже, изучая греческий, латынь,
классическую и современную западную литературу. С ранних лет проявлял
незаурядные способности к стихосложению. К двадцати годам владел семью
европейскими языками. На родину вернулся в 1893 г.
В период с 1893 по 1907 г. занимает разные должности в штате Барода и в
Бенгалии - преподает французскую и английскую литературу в университете
штата Барода, занимает должность проректора этого университета, а в 1906 г.
переезжает в Калькутту и становится ректором Национального Колледжа. В то же
время Шри Ауробиндо разворачивает активную борьбу за освобождение Индии от
британского владычества, которая не ограничивалась "публичной пропагандой,
направленной на обращение всей нации к идеалу независимости, казавшемуся
тогда большинству индийцев неосуществимым и нереальным, утопией и чуть ли не
безумием", но включала в себя и подготовку вооруженного восстания. В этот
же период он начинает изучение индийских языков (санскрит, маратхи,
гуджарати и бенгали) и священных индийских текстов. В 1904 г. Шри Ауробиндо
впервые обращается к йоге - не ради ухода от мира, но как к средству
эффективного действия в мире: "Во мне был агностик, во мне был атеист, во
мне был скептик и я не был абсолютно уверен, существует ли Бог вообще... Я
чувствовал, что в этой йоге должна заключаться могущественная истина...
Когда я обратился к йоге, ... вот с какой молитвой, обращенной к Нему, я
сделал это: "Если Ты существуешь, Ты знаешь мое сердце. Ты знаешь, что я не
прошу Мукти, я не прошу ничего, о чем просят другие. Я прошу только дать мне
силу поднять эту нацию и позволить мне жить и работать для народа, который я
люблю""...
В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации
покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и
заключен в алипорскую тюрьму, где провел целый год. Этот год одиночного
заключения стал для него периодом интенсивной йогической практики: каждый
день перед глазами Шри Ауробиндо разворачивался новый духовный опыт,
приведший его к осознанию своей миссии: не освобождение одной страны, но
духовное освобождение всего человечества. Шри Ауробиндо пережил глубокую
внутреннюю трансформацию, изменившую внешнее направление его жизни: выйдя на
свободу (суд признал его невиновным), он, повинуясь внутреннему голосу,
уезжает в Пондичерри (городок на юге Индии, находившийся на территории
французских колониальных владений), оставляет политическую деятельность и
полностью посвящает себя йогическим поискам. За ним последовали и его друзья
и соратники, которые впоследствии стали его учениками в йоге - так
создавалось ядро будущего Ашрама Шри Ауробиндо.
В период с 1914 по 1920 г. Шри Ауробиндо пишет свои самые известные
труды - "Божественная жизнь", "Синтез Йоги", "Тайна Веды", "Человеческий
цикл", "Идеал человеческого единства", "Эссе о Гите" и др. для философского
обозрения "Арья".
В 1914 г. произошло знакомство Шри Ауробиндо с Миррой Ришар, которой
впоследствии он дал имя "Мать". Она станет сотрудницей Шри Ауробиндо и
продолжательницей его дела. 24 апреля 1920 г. Мать приезжает в Пондишери и
остается там навсегда. Помимо работы на оккультных планах - йоги, которую
она осуществляла вместе с Шри Ауробиндо, - она взяла на себя воспитание,
образование и духовное водительство учеников (их число постоянно росло), а
после того, как Шри Ауробиндо ушел в уединение, - все заботы об Ашраме.
24 ноября 1926 г. Шри Ауробиндо пережил необыкновенный духовный опыт,
который сам он назвал позже "нисхождением Кришны в физическое". С этого
дня он уединился в своей комнате, прекратил все контакты с учениками и
полностью посвятил себя йоге. На вопросы учеников он отвечал в письмах (из
них впоследствии были составлены три тома "Писем о Йоге"). Если на ранних
этапах своей йоги Шри Ауробиндо вел дневники, из которых можно получить
представление о ходе его садханы, то о последнем периоде его работы
фактически ничего неизвестно. Возможно, единственным письменным
"свидетельством" и отображением глобального видения Шри Ауробиндо является
его поэтический эпос "Савитри", над которым он работал до последних дней всю
свою жизнь. 5 декабря 1950 г. Шри Ауробиндо ушел из земной жизни.
Его труды насчитывают более 30 томов. Согласно Шри Ауробиндо, мировая
эволюция есть постепенное самопроявление Божественного, неявно пребывающего
в Природе. Восходя от камня к растению, от растения к животному и от
животного к человеку, эволюция этим не завершается: ее цель - создание более
совершенного, "супраментального" существа, которое будет превосходить
человека гораздо больше, чем тот превосходит животное. Человек есть
переходное ментальное существо, чье призвание - достижение более высокого -
супраментального - уровня сознания, которое трансформирует всю его природу
вплоть до физического, клеточного уровня. Жизнь Шри Ауробиндо была посвящена
практической реализации этого нового супраментального принципа в себе и в
мире.
Шри Ауробиндо – величайшая фигура в известной истории Земли. Он является величайшим в силу своего роста, из-за тех высот, которых он достиг йогой, из-за его влияния и его работы для божественной судьбы земли.
"Что Шри Ауробиндо представляет в истории духовного прогресса земли – это не учение, даже не откровение. Это – могучая деятельность, идущая прямо от Всевышнего." (Мать)
И эта прямая деятельность включает также Слово. Но непростая задача – прочесть это Слово – из-за высоты тех пиков, на которых живет Истина, увиденная Шри Ауробиндо и вложенная им в человеческую мысль и язык.Чтобы увидеть эту Истину, мы должны встать и пуститься в путь к тем же вершинам, следуя и намекам, и прямым и простым словам, и обширной колоссальной мудрости, и восхитительной музыке его поэм. Но не столько чтением, сколько следуя его Слову в нашем собственном существовании можем мы попробовать достигнуть его источника и дышать воздухом той Истины. И эта Истина – не ментальные идеалы или абстрактные идеи, не разреженный воздух вершин, – это Сознание-Истина, Сила-Истина, которая способна трансформировать земную природу из "павшей" в Божественную.
"Шри Ауробиндо пришел на землю не для того, чтобы принести учение или кредо, оспаривающее первенство у предыдущих кредо или учений, а чтобы показать путь превзойти прошлое и открыть конкретно дорогу к несомненному и неизбежному будущему." (Мать)
Послание Шри Ауробиндо нам : этот мир – не иллюзия, а тело Всемогущего, который предпочел, чтобы этот мир стартовал из Его собственного самозабытия и Несознания, в котором он находил бы Себя шаг за шагом через эволюцию сознания,– разворачивающуюся сперва в растении, затем в животном и человеке и том, что последует за человеком,– до установления Его незавуалированной Божественной Жизни на земле. Следуя этому посланию, мы следуем из тьмы к Свету, из неведения к Знанию, из рабства у Природы к Господству Духа, из страдания к Блаженству, из смерти к Жизни Божественной. И этим мы достигаем осуществления нашей собственной жизни и нашей судьбы, и Божественной Воли в нас.
"Шри Ауробиндо принадлежит будущему; он – посланник будущего. Он показывает нам путь, следуя которому мы приближаем реализацию славного будущего, формируемого Божественной Волей." (Мать)
Компиляции из работ Шри Ауробиндо и Матери:
|